Несколько наших клиентов – это небольшие розничные сети – от 2 до 15 магазинов в Москве. Для некоторых из них мы оказываем услуги ИТ-поддержки в режиме «одного окна». То есть, пользователи задают нам все вопросы в части ИТ (а иногда, и не только ИТ) и мы, в свою очередь, передаем вопросы другим подрядчикам.
Например, у пользователя может не отправляться письмо, не закрываться смена в 1С, требуется технического обслуживание фискального регистратора, не играет музыка в магазине или противокражная система дает ложные срабатывания. Все эти заявки поступают нам, а мы уже передаем их 1сникам, центр технического обслуживания ККМ или другим подрядчикам.
Клиенту и его сотрудникам такой способ удобен тем, что есть один номер, который нужно набрать, по всем вопросам. Вместо того, чтобы перебирать телефоны разных компаний, пытаясь найти тех, кто поможет. А иногда, сам пользователь не может самостоятельно сделать заключение о том, в чем настоящая причина проблемы.
По опыту работы с такими клиентами мы накопили опыт по построению ИТ-инфраструктуры в магазине, о котором расскажем в этой статье. Если у вас есть замечания, пишите в комментарии, давайте обсудим.
Что нужно в магазине.
Начнем с того, что же все-таки нужно в магазине:
- Касса и торговое оборудование: 1С или другая торговая система, компьютер, денежный ящик, фискальный регистратор, сканер штрих-кодов, ридер магнитных карт, детектор валют, эквайринговый терминал, терминал сбора данных.
- Средства связи: телефон, Интернет, электронная почта, Wi-Fi.
- Музыка в магазине: колонки, усилитель, микшер.
- Видеонаблюдение: камеры и доступ к просмотру видео.
- Подсчет посетителей.
- Противокражная система.
- Устройство печати: принтер или лучше МФУ.
Конечно, не все это обязательно будет в каждом магазине, но решать вам. Мог что-то упустить, пожалуйста, дополняйте.
Остановимся подробнее на каждом элементе.
Касса.
Тут все более-менее понятно. Обратитесь в любую компанию, занимающуюся поставкой торгового оборудования, и вам подберут решение, подходящее для задач и бюджета. Могут также помочь с подключением и настройкой оборудования.
Отдельно подумайте о конфигурации 1С или другой торговой системе, которую вы будете использовать на кассе. В нескольких последних запусках мы устанавливали 1С: Розница: это простая конфигурация для автоматизации без особенных наворотов. В ней можно автоматизировать учет товарных запасов в магазине, учет денежных средств в кассе и гибко настраивать маркетинговые акции.
1С: Розница может быть «накрыта сверху» 1С: Управление Торговлей» или той же Розницей для централизованного управления номенклатурой и ценообразованием. В этом случае подумайте о том, какие данные вам понадобятся для управленческой отчетности, и откуда их можно получать. Не всегда удобно «ходить» за отчетами в Розницу, а типовые настройки обмена «Управления торговлей» и «Розницы» не предусматривают выгрузки некоторых данных, которые вам будут нужны. Например, данные по каждому Чеку ККМ, пробитому в Рознице.
Средства связи.
Интернет в магазине нужен в любом случае. Как минимум, для приема оплаты по банковским картам и обмена данными 1С с центральной базой компании. Необходимую полосу можно рассчитать исходя из того, для чего предполагается использовать Интернет.
Телефон, в общем, не обязателен. Можно обойтись сотовым телефоном, но удобно иметь и стационарный телефон для служебных звонков. Один из самых удобных вариантов – IP-телефон, подключенный в программную АТС компании (Астериск или облачную АТС). Так, в магазин и из магазина можно звонить по короткому добавочному номеру, а тарифы операторов IP-телефонии обычно существенно ниже тех, что вам могут предложить операторы в торговом центре.
То же самое и с электронной почтой.
Музыка в магазине.
Звуковое сопровождение в магазине – это не просто приятный фон, но и ваш бренд. Есть специальные сервисы, которые помогут вам подобрать музыку для магазина, но в самом простом варианте можно установить потолочные колонки (чтобы музыка была одинаково хорошо слышна во всем магазине) и играть музыку с флешки, вставленной в микшер-усилитель. Это простой и относительно дешевый вариант.
Видеонаблюдение.
Основные задачи видеонаблюдения:
- Борьба с воровством: сотрудниками или посетителями
- Мониторинг работы продавцов
Конечно, сами по себе камеры не могут предотвратить кражу, но помогут вам в определении причин. Предусмотрите установку, как минимум, одной камеры с хорошим разрешением над денежным ящиком кассы. Очень важно, чтобы кассир при обычной работе не перекрывал обзор и были видны номиналы купюр, вносимых и выдаваемых из денежного ящика.
Мониторинг работы продавцов нужен для повышения выручки магазина: очень важно контролировать качество обслуживания покупателей и выполнение техник, повышающих продажи.
Для обоих задач важно не только правильно расставить камеры, но и предоставить удобный, и желательно, удаленный доступ к просмотру видео из магазина и архивов записей.
По опыту, оптимально использование IP-видеокамер с интеграцией с сервисом ivideon.
Его преимущества:
- Не нужно покупать видеорегистратор для хранения архива записей
- Удобный доступ к видео с камер и архиву с мобильных устройств: смартфона, планшета или ноутбука.
Подробнее на сайте: http://ru.ivideon.com/
Подсчет посетителей.
Система подсчета посетителей необходима для того, чтобы увеличить продажи: подсчитывать количество входящих посетителей, оценивать конверсию привязывать к ней оплату труда продавцов.
На рынке встречаются несколько разных решений. В общем случае, отличия следующие:
- Простые и относительно недорогие горизонтальные сенсоры. Подсчет посетителей проводится по пересечению луча. Такие системы подходят для магазинов с невысоким трафиком и не очень широким входом.
- Продвинутые и относительно более дорогие вертикальные сенсоры. Они бывают двух типов:
- Видео. Для подсчета посетителей используются веб-камеры. Такие системы более требовательные к месту установки: блики от пола, солнечных лучей, стеклянных дверей или недостаток освещенности могут сильно ухудшить точность подсчета.
- 3D. Сканируют область входа с помощью камер и строят 3D-модель. Самые точные и, соответственно, дорогие системы.
Противокражная система.
На рынке представлены противокражных систем трех основных типов (по принципу работы): электромагнитные, акустомагнитные и радиочастотные.
Конкретный тип системы рекомендуется подбирать, учитывая сферу работы магазина и электромагнитную обстановку вокруг него.
Обычно говорится, что акустомагнитные системы обладают меньше подвержены влиянию помех и обладают лучшей чувствительностью, но на практике, распространённость системы – это негативный фактор. В обычном торговом центре рядом с вашим магазином будет находиться еще с десяток торговых точек с подобной системой, и взаимная синхронизация может занять определенное время. Такие работы проводятся при совместном выезде сотрудников всех компаний, обслуживающих противокражные системы соседей, что иногда бывает непросто организовать.
Тип системы | Плюсы | Минусы |
Электромагнитная | Маленький датчик | Большой размер антенны, работа с узкими проходами (до 1,4 м), чувствительность к помехам, меньше вероятность обнаружения меток |
Акустомагнитная | Невидимые антенны, больше вероятность обнаружения защитных меток, возможность работы с широкими проходами | Относительно больший размер датчика |
Радиочастотная | Относительно низкая стоимость, проста и экономичность (многоразовые датчики) | Не предназначены для защиты металлических товаров, очень чувствительны к электромагнитным шумам в месте установки. |
Устройство для печати.
МФУ понадобится для печати, сканирования и копирования различных документов: для возврата покупок, приходных и расходных кассовых ордеров и т.д.
Хороший выбор: сетевое МФУ с поддержкой wi-fi. Это позволит установить его практически в любом удобном месте, где можно подключить питание.
Оставить комментарий